Конспект занятия по предмету Основы педагогического мастерства

по разделу «Мастерство педагогического общения»

Борзых Т.А.

 

 

 

 

Тема : «Закрепление темы «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников»

 

«Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены»

 

Цели занятия:

1.                   Выяснить, как студенты усвоили изученную тему, умеют ли применять полученные знания для решения практических ситуаций, делать правильный выбор и обосновывать его.

2.                   Актуализировать личностный ресурс студентов.

3.                   Проектирование психолого-педагогической деятельности в ДОУ.

Оборудование:

-  карточки с заданиями;

-  серия практических ситуаций;

-  компьютер, проектор.

 

I.                    Организационный момент

 

II. Вступительное слово преподавателя (1 мин.)

Сегодня, занятие по педагогическому мастерству посвящено закреплению темы «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников».

Ваша задача, показать, что и как вы усвоили и умеете ли эти знания применять во время выполнения практических упражнений и проектировать профессиональную деятельность по данной проблеме.

 

II.      Мотивация учебной деятельности. Рефлексивная самооценка (1 мин)

 

п/п

Умения, навыки, личностные черты

Баллы

(по 10-тибальной системе)

1

Организационные способности

 

2

Навыки общения с детьми

 

3

Тревожность

 

4

Самооценка

 

5

Желание достичь чего-нибудь значимого (например, написать проект или исследовательскую работу по теме и т.д.)

 

 

III. Актуализация знаний

Экскурс в предыдущий день

1. Опрос по теме урока (10 мин.)

- В чем и как проявляются особенности общения дошкольников с близкими взрослыми? (Хорошо, действительно…)

- Кто добавит?

- Есть мнение, что общение дошкольника со сверстниками не играет решающей роли при его дальнейшем развитии. Вы с этим согласны?

(Я поняла вашу мысль. Есть ли другие мнения? Нам было бы интересно узнать мнение…)

- А теперь, я хотела бы услышать, что по вашему мнению является главным при установлении взаимоотношений в дошкольном образовательном учреждении? (ответы по кругу 7-8 человек).

 

 

2.                   Блиц-опрос по пройденной теме (5 мин.)

а) Влияет ли отношение учителя начальных классов к ребенку на отношение к нему сверстников?

Обоснуйте свой ответ.

б) Восприятие ребенком другого ребенка характеризуется изменчивостью или постоянством?

в) Назовите основные положительные качества сверстников, которые выделяют младшие школьники? Дошкольники? В чем отличие?

Есть ли добавления? (Хорошо играет, доброта, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие, способность, аккуратность, хорошо учится, получает пятерки, много знает, веселый, шутит, помощь друг другу, помощь в учебе).

г) Какие же отрицательные качества обычно выделяют младшие школьники в сверстниках? Дошкольники? (Жадность, неаккуратность, непослушание, отсутствие хороших знаний и умений, способностей, злость, лень, непостоянство, болтливость, эгоизм, лживость).

е) Как влияют половые различия на оценку младших школьников друг друга?

ж) Какие качества, физические или моральные, младшие школьники оценивают наиболее верно?

 

IV. Составление опорной схемы по теме (3 мин.)

Поведение родителей, способствующее развитию коммуникативных качеств ребенка:

1.                   Умение говорить с детьми;

2.                   Понимать  язык их жестов и эмоций;

3.                   Терпеливо, доступно объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков;

4.                   Удовлетворять как можно полнее жажду ребенка в осознании сложного мира человеческих отношений.

Поведение родителей, тормозящее  развитие коммуникативных качеств ребенка:

1.                   Строгость отца и вседозволенность матери;

2.                   Недопущение внешнего выражения отрицательных эмоций ребенком;

3.                   Физические наказания, угрозы, жестокие моральные предписания;

4.                   Наличие сюсюкания и «детских» слов.

 

V. Решение практических ситуаций (5 мин)

Ситуация 1. Вова (7 лет) пришел домой в разорванной рубахе и с синяком. Сразу видно, что после драки.

Предположите, какова будет реакция матери?

Ситуация 2. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

1-. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

 

VI. Работа над проектом

Итак, мы актуализировали знания по заявленной проблеме.

Данное направление обозначено и ФГОС НОО. В п. 1.1. одним из условий для становления необходимых компетентностей названо «обучение навыкам общения и сотрудничества»; а также «создание пространства для социальных и коммуникативных практик младших школьников».

На прошлом занятии мы обсуждали, где могут быть реализованы знания по данной теме, и в какой форме. Одним из предложений было создание проекта. Вашим заданием было подготовить материал для создания проекта по теме «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников» с учетом следующих структурных компонентов:

Для удобства выполнения проекта разобьемся на группы. Три группы – генераторы идей, а четвертая – аналитики. Они попытаются объединить ваши идеи в единое целое, учитывая строгие требования к написанию проекта.

 

VII. Работа по определению уровня психолого-педагогической характеристики будущего учителя. Тест-5 минут.

А теперь, давайте выясним, мы, как будущие учителя начальных классов будем ли способствовать тому, чтобы ребенок грамотно устанавливал отношения с другими людьми.

Прошу пройти тест и выбрать наиболее для вас подходящий вариант ответа.

Тест: «Характеристика учителя, как источника коммуникативной грамотности младшего школьника».

1.                   Позиция по отношению к детям

а) главное –  любить ребенка и делать его таким, каким я хочу его видеть;

б) главное –  уважать ребенка и ориентироваться на его потребности в развитии;

в) уважение ребенка, ориентир на его индивидуальные способности, опыт и потребности развития.

2. Стратегический подход при воздействии

а) делай и говори, как я сказал;

б) ты знаешь о правилах общения, следуй им;

в) ты сам принимал правила общения, ты и в ответе за свои слова.

3. Выбор меры воздействия на детей

а) руководство собственным здравым смыслом;

б) руководство правилами школы;

в) руководство правилами взаимоотношений, выработанными совместно с детьми и их родителями.

4. Выбор способа подачи учебного материала

а) ориентирован преимущественно на учебную программу и учебные пособия;

б) ориентирован на интересы детей и приспособление к ним способа подачи материала;

в) ориентирован на активное взаимодействие с детьми, опора на их опыт, знания и умения, рефлексию и обратную связь.

5. Подход к оцениванию

а) сравнение детей друг с другом;

б) сравнение успехов детей с их же прошлыми успехами;

в) поощрение участия каждого во взаимодействии, отсутствие оценки, использование рефлексии и обратной связи для самооценки успехов.

Итак, если вы чаще выбирали вариант А, то вы, скорее всего, воспитатель-опекун, ориентированный на использование личного влияния.

При выборе Б, можно предположить, что ваш тип – воспитатель-менеджер, ориентированный на использование власти.

Если в вашем выборе преимущественно ответы В, то вы относитесь к типу «воспитатель-тренер», ориентированный на использование внутриличностного взаимодействия и коммуникативного опыта детей (младших школьников).

 

 

Психолого-педагогические характеристики учителя

 

учитель-опекун, ориентированный на использование личного влияния

учитель-менеджер, ориентированный на использование власти

 

«учитель-тренер», ориентированный на использование внутриличностного взаимодействия и коммуникативного опыта школьников

Позиция по отношению к детям

 

главное –  любить ребенка и делать его таким, каким я хочу его видеть;

главное –  уважать ребенка и ориентироваться на его потребности в развитии;

 уважение ребенка, ориентир на его индивидуальные способности, опыт и потребности развития.

 

Стратегический подход при воздействии

 

делай и говори, как я сказал;

ты знаешь о правилах общения, следуй им;

 ты сам принимал правила общения, ты и в ответе за свои слова.

Выбор меры воздействия на детей

руководство собственным здравым смыслом;

руководство правилами ДОУ;

 

 руководство правилами взаимоотношений, выработанными совместно с детьми и их родителями.

Выбор способа подачи учебного материала

ориентирован преимущественно на учебную программу и учебные пособия;

 ориентирован на интересы детей и приспособление к ним способа подачи материала;

 

 ориентирован на активное взаимодействие с детьми, опора на их опыт, знания и умения, рефлексию и обратную связь.

Подход к оцениванию

сравнение детей друг с другом;

 сравнение успехов детей с их же прошлыми успехами;

 

поощрение участия каждого во взаимодействии, отсутствие оценки, использование рефлексии и обратной связи для самооценки успехов.

 

Руководство по эффективному развитию внутриличностного взаимодействия:

1.                   Оговорите с ребенком заранее то, над чем вы будете работать или то, что будете обсуждать;

2.                   Оговорите «зоны ответственности», правила взаимодействия;

3.                    Установите контакт путем искренней заботы и интереса к мнению учеников;

4.                    Определите цель работы и желаемые результаты взаимодействия;

5.                    Не осуждайте. Ваша роль – поддерживать, а не оценивать. Не навязывайте своего мнения.

6.                    Задавайте открытые вопросы. При обсуждении пытайтесь строить вопросы, отталкиваясь от опыта ребенка.

7.                    Не старайтесь воспитывать ребенка по своему образу и подобию, а способствуйте развитию психологических новообразований, обеспечивающих возникновение и укрепление в ребенке его собственных взглядов, мнений, оценок, переживания, отношений и стремлений.

 

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексивная самооценка

п/п

Умения, навыки, личностные черты

Баллы

(по 10-тибальной системе)

1

Организационные способности

 

2

Решение практических ситуаций

 

3

Тревожность

 

4

Самооценка

 

5

Желание достичь чего-нибудь значимого (например, написать проект или курсовую работу по теме и т.д.)

 

 

Всякое общение, которое не возвышает, тянет вниз, и наоборот...

Ф. Ницше

 

Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми.

Теодор Рузвельт